На весь экран
Еще

Долго мы собирались в Непал и вот в мае этого года, наконец, собрались 🙂 Что сказать, там офигенно, пожалуй, займет третье место в личном списке офигенских стран после Боливии и Аргентины.
Точнее офигенно там ближе к горам, а вот низинная часть как-то не понравилась, особенно Катманду — очень грязно и пыльно, а движение просто ад.

В этот раз Люлёк вела дневник, поэтому курсивом будут выделены вставки из него.

Вчера прилетели в Катманду почему-то раньше, чем было написано в билетах. Заселились в Peak Point Hotel (дабл 25$, сингл 15$), в тесных улочках Тамеля. Ничего особенного, чистенький (тетеньки при нас драили лестницу вручную), и есть горячий душ и кондиционер в номере, и еще wi-fi. На картинках в booking.com выглядело это все гораздо презентабельнее. Все бы ничего, но ночью включили генератор. Даже закрытые окна не помогли, но мы как-то выспались при этом. А еще этот отель предлагал бесплатно встретить и отвезти в аэропорт, но про нас почему-то забыли, поэтому взяли такси. В общем, не так страшно, цена вопроса всего 500 непальских рупий.
По прилету решили не тратить времени зря и пойти оформить необходимые доки для трека. Судя по карте идти недалеко, отель выбирали специально поближе ко всем нужным пунктам в городе.

Но как только мы оказались на центральной улице, началась жесть. Город похож на гигантский улей, очень пыльно и грязно на улицах. Опять же миллионы машин, грузовиков, автобусов, мотоциклистов, ни одного знака дорожного движения и работающего светофора, все друг другу сигналят, и никто не пропускает пешеходов. Здесь так не принято. Мы переходили с толпой местных, так нам показалось надежнее. В общем, адский ад, впечатления не самые приятные, задерживаться не хочется.

Это проехала какая-то местная демонстрация. Интересно, митинг согласован? 🙂

К слову о грязи. В городе протекает река или протекала, сложно сказать. Сейчас это городская свалка мусора. Так вот, я наблюдал картину, как какой-то турист-фотограф платил местному пацаненку, чтобы тот изображал душещипательные картины, роясь в кучах дерьма. Видать средний формат обязывает, мне не понять.

Как-то в этом хаосе нашли контору, опять же спросить можно у любого более-менее прилично одетого мужчины. Некоторые неплохо говорят по-английски. До закрытия конторы оставалось полчаса и нам вежливо об этом напомнили. Но мы все успели. Сложного ничего нет, заполнить бумажки, наклеить фотки и отдать деньги. При этом компьютеров у них нет, все записывается вручную. Казалось бы 21 век

Официально трекинг вокруг Аннапурны начинается в Бесисахаре.

Чтобы добраться до Бесисахара есть 3 варианта: государственные автобусы, туристические (но нам ресепшионист сказал, что их нет) и джипы. Самый дешевый вариант, это естественно госбасы. В них набивается много-много местных, идет медленно, часов 7-8, и отправляется в 7 утра. Но мы выбрали третий, и не просто, а private. Он, конечно, самый дорогой среди прочих, но имеет массу преимуществ: не надо рано вставать (об удобном времени для нас мы договорились заранее), не надо переться на другой конец города на автобусную станцию, не надо сидеть в скрюченном состоянии среди местных аборигенов 7-8 часов, а еще машина едет быстрее, ее не так трясет, можно останавливаться в любом месте для сьемок, и можно заехать в прикольное место на обед. Все это волшебство обошлось нам в 8200 рупий, на троих не так дорого. Джип на самом деле никакой не джип, а обычный седан Toyota. Местные почему-то называют их джипами.

В Бесисахаре остановились в первом попавшемся приличном снаружи месте – Mongolian Guest House. Комната с кроватями, теликом и санузлом стоит 500 рупий. Wi-fi тоже присутствует.

В целом прилично и чистенько, есть даже горячая вода и электричество. Но есть и огромные тараканы, я таких только в кунсткамере видела. А тут они живые бегают. Ресепшионист при нас поймал нежно одного красавца и куда-то отнес. Леня тоже решил не давить забежавшего к нам в комнату, а попытался смыть в унитазе.

Не получилось, кстати 🙂

Улицы Бесисахара

Трек –День 1.
Бесисахар – Бульбуле – Шричаур (джип) – Jagat (пешком)

Подъем в 6.30, завтрак плотный и вкусный, сняли деньги в банкомате (с безопасностью вроде все в порядке), отметили TIMS, закупили чай и сладкого в дорогу, купили билеты на джип до Шричаура. Вроде все сделали, а джипа нашего все нет. Отправление планировалось в 7 – 7.30.
Для справки: здесь последний банкомат перед выходом на трек, следующий, кажется, только в Джомсоме.

Вернулись в гестхауз посмотреть на наших портеров. Нашли их здесь в Бесисахаре, помог хозяин гестхауза.

Вообще изначально портеров брать не планировали, вещей нести немного, максимум килограмм 12-13, с фототехникой правда уже под 20 🙂 Но прямо перед поездкой в очередной раз я выбил плечо и решено было портеров все-таки взять, да и цена вопроса оказалась невысокой.

Мужички милые, улыбчивые, по-английски пару слов знают. А тут и джип подъехал, но все равно никто никуда особо не торопился. В джипе уже сидели местные. И тут мы прочувствовали плюсы от наличия портеров. Во-первых, они оперативно согнали местных с насиженных мест и пересадили в конец, а нам соответственно, достались лучшие места в машине. Во-вторых, ни о чем говорить им не пришлось, сами взяли наши рюкзаки и погрузили наверх, все связали, удостоверились, что все хорошо, а потом только сели в джип. В общем, белые люди, да еще и туристы здесь в почете 🙂

Долго ли, коротки ли, наконец, выехали в 11.00. Но через минут 10 вернулись, оказалось, что водила забыл какой-то пакетик. По пути он считал своим долгом остановиться у каждой проезжающей машины, перекинуться парой слов, поплевать в окно, и поехать дальше.
По пути ничего интересного нам не встретилось. Понаблюдали лишь за процессом строительства новой дороги, а именно при нас произвели пару взрывов горной породы.

Все четко, дорогу перегородили военные, китайцы в касках и с рациями мониторили процесс. Два мощных взрыва, и дорогу открыли.

В Бульбуле отметили пермиты. Мы решили не рисковать и отмечаться везде, где нужно. Это вроде как гарантия, что нам смогут оперативно помочь в случае экстренной ситуации. По крайней мере, так нам было спокойнее.

В 14.00 прибыли в Шричаур. Деревней назвать сложно, стоит пару хижин на обрыве и некое подобие гестхауза.

10.

11.

Мы переобулись и неспешной походкой двинулись в Jagat по той же дороге, по которой обычно ездят джипы. Жарко, очень жарко, солнце прямо припечатывает к земле. Минут за 40 дотопали и сразу заселились в первом отеле с названием Hotel New Mountain River view.

12.

Нас встретил хозяин и спрашивает, сколько мы готовы отдать за номер. Начитавшись отчетов в инете, мы попросили назвать его цену. Он нам сказал – 100 рупий со всех троих. Сначала мы подумали, что ослышались, и несколько раз переспросили, но хозяин по-прежнему называл эту сумму. Цена отличная, это вообще копейки, и мы согласились, подозревая, что где-то кроется подвох. Тем более, что в прайсе комната на двоих стоила 300 рупий. В таком недоумении мы сидели пока не заказали обед, и не стали подтягиваться другие туристы. Оказалось, что сезон на исходе, туристов значительно меньше, и владельцы гестхаузов привлекают к себе низкой ценой за жилье. Но при этом, за еду они берут по тарифу, и здесь возмещают свои расходы.

Расходами правда сложно это назвать 🙂 Даже в горах тарифы на еду более чем гуманные, учитывая, что доставлять приходится либо на яках, либо на собственном горбу.

Нам досталась угловая комната с двумя кроватями и панорамным видом из окна на речку, и горы.

13.

Стемнело, в деревне стало тихо. И мы уселись пить чай и болтать на террасе напротив. Чай был один из самых вкусных на треке. Нам заварили целый термос, и заварки не пожалели. Один из местных поведал нам истории своего общения с русскими туристами. Сказал, что русские много пьют и едят мясо. А еще рассказал, что через несколько лет построят дороги, и к пешеходным горным маршрутам добавятся автомобильные.

Трек –День 2
Jagat – Taal – Dharapani

Встали сегодня в 5 утра, очень долго ждали завтрак, вышли только в 8, хотя планировали выйти в 7, чтобы пройти по максимуму до наступления адского солнечного пекла. Оказалось, что завтрак лучше всего заказывать вечером и сразу оговаривать время подачи.

14.

На тропе встречаются местные люди, зарабатывающие на жизнь тасканием тяжелых тюков с самыми разнообразными грузами из пункта в пункт, местные, которые живут тут же на тропе в шалашах, по-другому не скажешь. Они зарабатывают на продаже кока-колы и воды в бутылках. Тут же рядом с шалашом под навесом стоит стол и лавки. Туристы типа нас могут отдохнуть в теньке и попить водички. В один из таких шалашей на тропе нас неожиданно привел наш портер, с гордостью произнеся: «Это мой дом!». Навстречу нам вышла его жена и дочка, симпатичная живая девочка лет 5. Нас тут же пригласили пить чай, причем он был так же самым лучшим на треке, свежим, густым и с приятным вкусом какой-то травы. Проникшись таким гостеприимством при такой бедности, мы пытались оставить деньги, но они их не взяли, сказали, что это gift. Тогда купили по бутылке газировки, и все остались довольны.

15.

16.

У нас приподнятое настроение, у всех только положительные эмоции от первых дней на треке. Вадим даже сказал, что у него были другие ожидания, менее приятные. А на деле оказалось все гораздо круче. И от этого испытываешь кайф. К слову, люди здесь милейшие, гестхаузы приличные, с белыми простынями и подушками, удобства чистые, еда вкусная и ее много.

В Taal пришли примерно в 13.00.

17.

Сначала мы шли тропой вдоль горной реки, справа и слева отвесные стены, а на них экзотическая растительность.

18.

Спуски, подъемы, переход через висячий мостик, любуемся водопадами, огромными валунами, цветочками и ящерками, потом опять спуски-подъемы…

19.

20.

И вдруг за очередным поворотом открывается совершенно сказочная картина. Отвесные высокие скалы расступаются, бурная горная речка успокаивается и растекается вдоль долины. И в этом живописном месте расположилась деревенька Taal.

21.

Туристов тут встречают козы 🙂

22.

А потом еще и провожают до деревни

23.

Остановились на обед в Manang Hotel. Очень приличное место, все чистенько и аккуратненько, и комнаты, и двор, и туалет, и покормили вкусно. В саду даже цвели большие розы. Нас активно зазывали остаться на ночлег, но прошли всего ничего, а сил еще ого-го на сегодня. А после обеда сил еще прибавилось. Из Taal вышли в 14.00.

24.

Дорога до Dharapani не представляет особой сложности, без крутых подъемов и спусков. Тропа идет сначала вдоль реки, а потом опять выходит на грунтовку. По тропе тоже можно продолжить путь, но до определенной точки. Из-за парочки обвалов тропа резко обрывается. В целом очень живописно, в некоторых местах тропа выдолблена в скале, и небольшой подъем устлан камнями в виде аккуратной лесенки. Этот путь с небольшими остановками мы преодолели примерно за 2 часа.

25.

Некое подобие заката

30.

31.

Заночевали в Дарапани. Отель нам рекомендовали наши портеры как самый лучший в этой деревушке.
Ужин и вечерние разговоры под слабым светом фонаря. Тишина. И тут Леня достает свои карманные фонарики и началась веселуха. Один из фонарей светит так, что похож на меч джедая. От этого у портеров глаза округлились, и они заметно оживились. Особенно после того, как Леня, демонстрируя фонарики, посветил на другой берег и наткнулся на чьи-то горящие глаза. Портеры сказали, что это обезьяны. И видимо, мы их сильно напугали, так как после наших экспериментов глаза стали быстро перемещаться то туда, то сюда.
Сидеть на улице уже прохладно, подувает холодный ветер.
Душ в отеле есть, еле тепленький, но есть. Вообще в горах как со светом, электричеством, так и горячей водой есть большие напряги. Поэтому ставят генераторы и нагревательные котлы, работающие либо на газу, либо от солнечных батарей.

Трек –День 3
Дарапани – Данакье (прошли за 1:20) – Тиманг (за 1:34) – Чаме

Утром встали в 5, завтрак в 6 (заранее предупредили хозяина, иначе готовят долго). Вышли на трек в 7:30. Отметили пермиты и вперед. Настроение у всех приподнятое, Вадим даже поет 🙂

32.

Совершенно ненапряжно и неожиданно быстро дошли до Данакью.

33.

Ослы, снаряженные строительными материалами

34.

За Данакью прошли небольшой живописный водопадик и тропа пошла круто вверх.

35.

36.

37.

С остановками дошли до Тиманга, попили чайку. Чаем оказался напиток по вкусу похожий на разведенные в воде порошок от простуды – терафлю. Мы даже переспросили: Это чай? – Чай, чай! – ответили нам. На ночлег решили не останавливаться и идти аж до Чаме.

38.

А меж тем наслаждаемся пейзажами. Прошли сквозь деревеньку, тропка выстлана камнем, все домики и территории чистенькие и аккуратненькие. Просто загляденье.

39.

40.

Далее тропа опять упирается в грунтовку, а грунтовка ведет через густой лес. Справа и слева стоят многолетние ели, кедры и сосны. И запах!! Запах хвойного леса!

41.

Но пылищи здесь тоже много от проезжающих джипов и от ветра. Песок здесь очень мелкий, серого цвета, по текстуре напоминает цемент.

Так, не торопясь дотопали до Чаме — это местный райцентр, довольно крупная деревня по местным меркам.

42.

Затарились тут овощами 🙂

43.

44.

И заселились в отеле почти на самом выходе из деревни.